Сегодня, 2 апреля 2025 года, пермские таксисты выступили с массовым протестом против нового требования правительства о замене иностранных автомобилей на отечественные в рамках работы в такси [2]
Опубликованное открытое письмо представителей отрасли подчеркивает, что переход на российские машины может привести к коллапсу рынка, росту цен и ухудшению условий труда водителей.
Новое требование, которое должно вступить в силу с 1 октября 2025 года, запрещает использование иностранных автомобилей в такси. Пермские таксисты считают это решение непродуманным, так как большинство их машин — это иномарки, которые не только дешевле в обслуживании, но и чаще соответствуют стандартам безопасности [2]
Критики закона указывают на отсутствие реальной поддержки от государства для обновления парка: «Мы не против развития отечественного автопрома, но где взять деньги на покупку новых машин?» — заявил один из организаторов акции.
Анализируя сценарии развития рынка, эксперты предупреждают о росте цен на услуги такси. По оценкам, перевозчики вынуждены будут приобретать новые автомобили, что увеличит их затраты на 30–50% [6]. Это, в свою очередь, может привести к сокращению числа водителей и сокращению доступности услуг в регионах. Например, в Москве и Московской области, где уже начались пилотные проекты по аттестации таксистов [5], часть водителей покинула легальный рынок, перейдя на нелегальную работу.
В Перми ситуация осложняется тем, что большинство таксистов работают на личных автомобилях, а не наleet флотах. «Моя семья живет за счет работы в такси, но если мне придется менять машину, я просто не смогу платить за кредит», — рассказала водитель из Перми Анна Иванова. В других регионах, таких как Татарстан и Свердловская область, уже начались аналогичные споры. Власти этих регионов предлагают субсидии на обновление парка, но их охват ограничен [8] .
Согласно новому закону о работе в такси, с 2025 года службы обязаны вести рейтинги водителей и запрещать перевозки без лицензии [3]. Однако требование о локализации автомобилей не учитывает этические и экономические аспекты. «Мы выступаем за ужесточение контроля, но не за уничтожение рынка», — отмечает представитель профсоюза таксистов.
Если закон сохранится в текущем виде, к 2026 году до 40% таксистов могут покинуть рынок, что усугубит дефицит транспорта в небольших городах [7]. Однако некоторые эксперты надеются на компромисс: «Возможно, государство упростит условия для импорта запчастей или увеличит срок переходного периода», — предполагает аналитик рынка Алексей Петров.