РСПП предложил отложить принятие законопроекта о локализации такси как минимум до осени 2026 года.
По мнению РСПП, принятие законопроекта в текущей редакции может привести к ряду негативных последствий. Среди них — ограничение выбора автомобилей для таксопарков, а также уход самозанятых водителей.
РСПП выразил опасения по поводу сроков принятия законопроекта. В письме главы союза Александра Шохина, направленном на имя помощника президента Ларисы Брычевой, говорится о возможных рисках.
РСПП считает, что законопроект может привести к серьёзным экономическим последствиям. В частности, это может привести к значительному сокращению выбора автомобилей для такси, невозможности обеспечить локализацию производства в короткие сроки, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок.
Требования к уровню локализации
Законопроект, который обязывает таксопарки использовать автомобили отечественной сборки, был предложен главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и председателем комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутенёвым.
Законопроект был принят в первом чтении в январе 2024 года. Он позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Для оценки предлагается ввести балльную систему.
Ожидается, что для такси будут использоваться только машины с высокой долей российской сборки. Это вызывает обеспокоенность у участников рынка.
Законопроект готовится ко второму чтению. Дата рассмотрения пока неизвестна.
По данным РСПП, в 2024 году в отрасль такси поступило более 90 тысяч автомобилей российского производства, включая 56 тысяч автомобилей марки Lada.
Согласно законопроекту, для целей перевозки легковым такси может быть использовано только транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более. Сроки вступления требований в силу — 1 октября 2025 года.
На данный момент только четыре модели одного производителя — АвтоВАЗа — соответствуют этому критерию: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura.
Бизнес-сообщество считает, что такие сжатые сроки не позволяют увеличить предложение на рынке из-за длительности организации производства локализованных автомобилей.
РСПП предлагает отложить вступление закона в силу до 1 сентября 2026 года. Также предлагается усовершенствовать государственные программы поддержки закупок автомобилей для такси, в рамках которых можно было бы предусмотреть более жёсткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы.
Кроме того, РСПП предлагает установить предельную стоимость автомобилей, к которым применимо требование о локализации, на уровне 3,5 миллиона рублей. Это позволит сохранить доступность разных классов автомобилей.
РСПП также предлагает устанавливать повышающие требования с учётом региональных особенностей и структуры парка транспортных средств, чтобы обеспечить «единство условий ведения предпринимательской деятельности».
РСПП призывает оценить влияние новых условий на самозанятых водителей и тех, кто работает как индивидуальные предприниматели. Они составляют значительную часть перевозчиков в России.
РСПП отмечает, что более 75% автомобилей в такси — отечественные. Однако многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые автомобили, соответствующие требованиям по локализации. Это может привести к значительному сокращению числа самозанятых, а также росту цен на услуги перевозки.
РСПП предупреждает, что уход 100 тысяч таких водителей может привести к повышению цен на пассажирские перевозки на 15%.
РСПП также предлагает провести дополнительную оценку последствий принятия законопроекта для самозанятых перевозчиков такси.
В письме также отмечается, что законопроект не учитывает перспективы развития альтернативных источников топлива.
РСПП призывает доработать законопроект с учётом замечаний.
Реакция на законопроект
Ранее ассоциация «Национальный совет такси» обвинила АвтоВАЗ в завышении цен на автомобили Lada Granta (в 1,6 раза за 2021=2023 годы) и Lada Vesta (в 1,8 раза). Это создало финансовую зависимость от ценовой политики одного производителя. Таксисты обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой оценить законность таких действий.
Позже стало известно, что Объединение самозанятых России (ОСР) также обратилось к президенту Владимиру Путину с просьбой не принимать законопроект в его текущем виде и разработать механизмы, которые сбалансируют интересы автопроизводителей и перевозчиков.
Представитель АвтоВАЗа сообщил РБК, что компания не является единственным поставщиком автомобилей для такси. Таксопарки могут выбирать автомобили из широкого ассортимента, включая как отечественные, так и импортные машины.
Представитель АвтоВАЗа также отметил, что таксисты покупают автомобили по официальным ценам в автосалонах. Крупные покупатели могут рассчитывать на дополнительные скидки в рамках флитовых продаж (закупка машин под ведение бизнеса как каршеринг или корпоративного парка).
Представитель АвтоВАЗа также сообщил, что доля компании на рынке такси превышает 50%.
В компании напомнили, что в декабре 2024 года цены на такси в годовом выражении выросли на 16%. Стоимость Lada за тот же период была проиндексирована всего на 4,3%.